МО учителей начальных классов


Урок в 4 классе тема "В гостях у словарей" PDF Печать E-mail
Смета - МО учителей начальных классов
Автор: Administrator   
28.11.2015 05:24

Учитель   начальных классов

Акопян Анжелика.Аркадьевна

Тема урока:  В гостях у словарей

Цель урока:

 

1.  Повторить  и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы);

2.  Совершенствовать навыки работы со словарями;

3.  Расширить кругозор учащихся о словарях русского языка и о их возможностях.

 

На доске плакаты.

 

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.

 (А. Франс)

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений»»

Декарт.

 

Выставка словарей.

 

Толковый словарь русского языка Ожегова.

 

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

 

Словарь синонимов.

 

Словарь антонимов.

 

Словообразовательный словарь.

 

Этимологический словарь.

 

Орфографический словарь.

 

Словарь афоризмов.

Ход урока.

 

 Слово учителя: Сегодня мы с вами проводим урок-заседание «В гостях у Словарей». Вместе с вами мы должны отправить на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми»

- Что это за слово?

- Да, это слово правда.

Уважаемые Словари, сегодня,  мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда.

Итак, начинаем наше заседание. Слово предоставляется Толковому словарю (выступления учащихся от имени словаря)

 Я - Толковый словарь

Правда – слово многозначное. Расскажу вам о его основных значениях.

  1. 1.То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).
  2. 2.То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду)
  3. 3.Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти)
  4. 4.В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда)
  5. 5.В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле
  6. 6.В значении уступительного слова ХОТЯ

Я– Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

            Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них. Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

Задание. Записать пословицы, объяснить орфограммы в словах.

  1. 1.У Бога правда одна.  
  2. 2.Правда – свет разума.
  3. 3.Доброе дело – правду говорить смело.
  4. 4.Над правдой не мудруй.
  5. 5.Дело знай, а правду помни.
  6. 6.

 

Учитель. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам поведает

Словарь Синонимов

Синонимом слова ПРАВДА является слово ИСТИНА. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. М. Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать»

 Учитель. Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами противниками слова ПРАВДА нас познакомит

Словарь Антонимов

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Правда - ложь, неправда, обман, враньё (разг.), кривда.

Учитель. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.

У кривды тысяча дорог

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Задание. Записать пословицу, дать её толкование.

Маленькая правда победит большую неправду.

Учитель. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. С роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь

Я – Словообразовательный Словарь

Чтобы о слове истинную правду узнать, сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.

 

Слово ПРАВДА состоит из корня и окончания А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов. (правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, взаправду, правдоподобный, правдоподобие,неправдоподобный, правдоподобность и др.)

Задание. Сделайте словообразовательный разбор слова ПРАВДОИСКАТЕЛЬ

правдоискатель= правда + искать

 

Учитель. Ну, а если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове. То нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда оно появилось, из каких частей и как образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменялось его значение. Предоставим слово Этимологическому Словарю

Я – этимологический Словарь

Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – истина).слово ПРАВДА общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд-. Слово правый образовано с помощью суффикса в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть»

      Что же получается? Оказывается, в далёком прошлом слово ПРАВДА состояло в близком родстве с такими словами как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, и ИСПРАВИТЬ

Учитель.   Кто ещё хочет выступить? А почему молчит Орфографический Словарь?

II часть. Практическая работа со словарями.

Учитель. А сейчас мы проведём соревнование команд и посмотрим, кто лучше всех ориентируется в словарях. (Класс разделён на  3 группы)

  1. 1.Игра «Эрудит».
  • Задание. Прочитайте русскую пословицу: « Добрые слова дороже богатства».
  • Раскрыть значение слов: добрые, дорогой, богатство.

Сострадание, благочестие, милосердие.

  1. 2.Игра «Эстафета».

Задание. Написать правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Игра «Диктор».

Задание. Расставьте правильно ударение в словах.

 Банты, торты, баловать, каталог, щавель, включит.

 

  1. 4.Игра «Кто больше».
  2. 1.Задание. Подобрать синонимы к словам: красивый, смелый, работать, алый, веселый, смеяться

Подведение итогов, оценки.

Рефлексия. Что вам сегодня понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Домашнее задание: составить словарь добрых слов.  

 

Приложения.

Задания для группы.

 

1 группа.

  1. 1.Раскрой значение слова  сострадание
  2. 2.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 4.Подбери синонимы к словам:  добрый, богатство

2 группа

  1. 1.Раскрой значение слова  благочестие.
  2. 2.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 4.Подбери синонимы к словам:   дорогой, добрый

3 группа

  1. 2.Раскрой значение слова  милосердие.
  2. 3.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 4.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 5.Подбери синонимы к словам: добрый, дорогой

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 



Обновлено 28.11.2015 05:28
 
Из опыта работы. Мастер-класс PDF Печать E-mail
Смета - МО учителей начальных классов
Автор: Administrator   
10.11.2015 13:22

 

 

Учитель начальных классов

Сердюкова Л.А.

Лауреат районного педагогического фестиваля

«Признание-2015»

в номинации панорама педагогических мастерских

«От многообразия возможностей- к многообразию результатов»

 

Технология критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся  реализации ФГОС (из опыта работы)


  Прежде чем начать работу, я желаю вам работать дружно, открыть что то новое для себя. Надеюсь, что вы поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

  Тема моего выступления : Технология критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС.

ТРКМ была разработана в конце 20-го века в США. Ее авторы Дженни Стел, КертМередит, Чарльз Темпл. С 1996 года данная технология прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление:

-это мышление самостоятельное;
- это мышление обобщенное;

- это мышление проблемное и оценочное;

- это мышление аргументированное.

Чем же еще привлекательна данная технология?  Данная технология позволяет достичь конкретных образовательных результатов.


-формирование умения задавать вопросы;
- умение формулировать гипотезу;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

- развитие базовых качеств личности.

Ученик, выступающий в роли критического мыслителя:

-формирует собственное мнение;
- решает проблемы;

- аргументированно спорит;

- умеет ценить чужую точку зрения.

Основа технологии- трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап-  создание мотива к обучению.
Второй этап –содержательный, в ходе которогопроисходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.
На  рефлексии  информация анализируется, творчески перерабатывается.   

В каждой фазе используются различные приёмы КМ.

  • мозговая атака;
  • ключевые слова (словосочетания, предложения);
  • перепутанные логические цепочки;
  • кластеры (смысловые блоки);
  • таблица (знаем – хотим узнать – узнали);
  • таблица «тонких» и «толстых» вопросов;
  • денотатный граф;
  • «круги по воде»;
  • диаманта;
  • верные – неверные утверждения
    • «ИНСЕРТ»;
    • чтение с остановками;
    • таблица «плюс – минус – интересно»;
    • «Шесть шляп»;
    • бортовой журнал;
    • логическая цепочка и др.

- Сегодня я вам расскажу о тех приёмах, которые я  систематически использую в работе, и учащиеся с интересом  работают на уроке.

- Предлагаю вам узнать автора следующих строк:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть украдкой,

На песни грешные мои.

- Кто является автором этих строк?     (А.С.Пушкин)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

- Теперь, я предлагаю вам просмотреть отрывок из художественного фильма, и узнать по какому произведению был снят фильм, и кто является автором?

А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал старый Бульба, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Кто является автором этих строк?   (В.Н.Гоголь)

- Прослушайте романс и  скажите на стихи какого поэта написан романс?

Романс «Широк и жёлт вечерний свет..»

Настоящая фамилия поэтесса — Горенко, вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына. Именем этой поэтессы  названы улицы во многих городах бывшего СССР. В Санкт-Петербурге находится литературно — мемориальный музей.

- Кто является автором этих строк?   (А.Ахматова)

- Назовите всех авторов,  которых вспомнили.

- Что написал Пушкин? Гоголь? Ахматова?

- Когда в каком веке жилПушкин? Гоголь? Ахматова?

- Почему именно этих авторов мы сегодня упомянули?Что, их объединяет?

- К какому событию могут быть приурочены эти 3 личности?

- В 2015 году в России отмечается год литературы. В связи с этим федеральное агентство представило логотип Года литературы в России. Символ изображает профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой, выполненных в цветах российского флага.

- Сейчас мы с вами поработали с одним из приёмовКМ.

- Приём «Толстых» и «Тонких» вопросов– это работа с таблицей;  в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа, например, Кто? Что? Когда? и др.  В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например, Объясните, почему…?  В чём различие…? и т. д.Эти вопросительный слова я использовала в вопросах.

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» и «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ

Кто?В чём различие…? (авторов)

Что? (написали)                                        Почему…?  (эти авторы)

Когда?  (жили)                                          Что, если…? (их что-то объединяет)

Как звали…?

Верно ли…?

- Скажите,  о каком из классиков пойдёт речь.

«Из детей только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Потомки живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя.»

Информация:

« В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник поэту. На красивом мраморном постаменте высечены слова: "Нашему поэту"».

Что вы знаете о Пушкине? Какие ассоциации у вас возникли при слове Пушкин?

Пушкин (умный талантливый известный творческий знаменитый, гениальный)

Прозаик (сказки роман) поэт(стихи поэма) классик

- Итак, мы с вами поработали ещё  с одним из приёмов КМ.

Кластер- способ графической организации материала. Посередине находится  ключевое слово, вокруг записывают слова, предложения, по данной теме. Слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии.

- Сейчас мы с вами познакомимся с одним из приёмов КМ «Инсерт»

I – interactive

N – noting

S – system

E – effective

R – readingand

T - thinking

- В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п:  Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся (известная);

 - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению (непонятная);

 + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным(интересная);

 ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше (новое).

II э т а п:  Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п:  Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V»

(известно)

«-»

(непонятно)

«+»

(интересно)

«?»

(новое)

 

 

 

 

 

IV э т а п:  Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Инсерт используются с научно-популярными текстами с большим количеством фактов и сведений.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

- Этот приём мы рассмотрим в тексте   биография  А.С.Пушкина. Прочитайте текст и с помощью знаков промаркируем текст.

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием.  Будущего поэта.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.  В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски.

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. Впервые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

В мае 1820 г он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др. Пушкину не разрешают ехать на Кавказ.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с.Болдино. Начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен.Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве. Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. 6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре  монастырский клир во главе с архимандритом совершили у тела поэта последнюю панихиду и похоронили Пушкина у алтарной стены собора.

- Следующий приём КМ, с которым мы поработаем ДИАМАНТА,

Диаманта– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

- Предлагаю вам составить Диаманту о А.С.Пушкине.

- Последний приём КМ, который я хотела бы сегодня провести называется «Шести шляп».

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.

Параллельное мышление – это мышление, при котором различные точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют.

Белая шляпа- статистик
Желтая шляпа- позитивная (+ оценка событий)
Черная шляпа- негативная (- оценка событий)
Зеленая шляпа- творческая (самые необычные идеи)
Красная шляпа- эмоциональная (чувства)
Синяя шляпа- аналитик (обобщает все услышанное)
Начну с себя- я-белая шляпа. Говорю только факты. Итак, наше занятие было посвящено ТРКМ. Мы познакомились с некоторыми методами этой технологии: тонкие и толстые вопросы, кластер, инсерт, диаманта и шесть шляп.
Красная шляпа- вам нужно без комментариев выразить свои эмоции
Черная шляпа- что не понравилось
Желтая шляпа- что положительного
Зеленая шляпа- какие вопросы, идеи
Синяя шляпа- вы координатор, сделайте обобщение

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 
И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования- подготовка ребенка к дальнейшей жизни, и мы с вами должны сформировать в нем те умения и навыки, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТКМ. Актуальность этой технологии неоспорима.

 

 

 

Обновлено 14.04.2016 10:53
 
Мастер класс PDF Печать E-mail
Смета - МО учителей начальных классов
Автор: Administrator   
13.09.2012 08:23

 Районный педагогический фестиваль "ТАЛАНТ-2011",

номинация "Путешествие по радуге"

Мастер-класс

Учитель: Барыльникова Евгения Николаевна 

 

 

Отворите волшебные двери добра и доверия.

 

Нравственные ценности определяют наши поступки, по отношению к родителям, к друзьям, ко всем кто нас окружает, регулирует поведение человека. Поэтому приоритетным в работе с детьми я считаю духовно-нравственное направление. Работу строю через коллективно-творческие дела. Предлагаю сегодня вместе поработать.

Тот, кто делает добро другу,

Делает добро себе.

Э. Роттердамский

 

Добро не наука-оно действие.

Р. Роллан

Ход занятия:

1. Ранжирование

(под приятную музыку идут слайды с изображением добрых поступков и людей).

Вопрос: выберите слова, которые подходят к данным ситуациям?

Понимание Злость Отзывчивость Гнев Сочувствие Ссора

Жестокость Открытость Помощь Война

Участники выбирают слова.

Какие слова Вы выбрали и почему? Что является основой для хорошего, прочного дома – фундамент. Человек-творец добра. Добро и доверие-фундамент человеческих отношений. Мы сегодня открываем двери в МИР добра и доверия.

-Зачитайте слова, которые не использовали?

Какое понятие объединяет их?

Спор Война Гнев Ссора Жестокость

КОНФЛИКТ

 2. Проблемный вопрос.

 - Почему между вами – детьми возникают конфликты?

Ответы: неумение договариваться, нетерпимость, грубость, разногласия.

-Давайте разберемся.

3. Работа в группах

-Вспомните произведения. Разберитесь в данных ситуациях

-Что произошло между героями и найдите выход в сложившейся ситуации.

1 группа (иллюстрация Сказки В. Сутеевой « Яблоко» )

2 группа (иллюстрация к произведению В. Осеевой Синие листья)

Резервные вопросы

-Что произошло между персонажами сказки? (Конфликт)

-Почему произошел конфликт? (не договорились, не поделились, жадные)

-Можно ли назвать конфликтом то, что произошло между девочками?

-Что послужило разногласию?

-Как можно было решить эту проблему?

-Что можно посоветовать героям, чтобы избежать конфликтной ситуации?

. Слайды с изображением злых поступков и людей.

- Вам знакомы такие душевные состояния?

-Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми, любимыми. Давайте составим для самих себя советы, чтобы как можно меньше испытывать таких душевных переживаний.

(Участники работают в группах)

СОВЕТЫ:

- Будь внимательным к окружающим.

- Прощай другим ошибки.

- Не оставляй тех в беде, кто нуждается в поддержке.

- Совершай добрые поступки просто так.

- Доверяй и люби ближнего как самого себя.

Мы строим с вами МИР добра и доверия. Кто будет жить в этом мире? А как быть с теми людьми, в сердцах которых живет злоба, ненависть к другим? Мы закроем перед ними дверь ??????

- Пусть живут на других планетах

- Забыть, что они существуют

- Стараться с ними не встречаться.

-Не обращать на них внимание.

-Как Вы думаете?

Варианты ответов участников.

-Послушайте притчу.

Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли жестокий, жадный и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и обратился к Богу: «О, Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделать ничего, чтобы помочь страдальцам?» В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя...»

Рефлексия.

_Помогут нам наши сердце.

Возьмите сердца и напишите, какое должно быть сердце в МИРЕ добра и доверия. И подарите его тому, кто сейчас сидит рядом.

Улыбнемся друг другу и споем песню.

«От улыбки станет мир добрей».