Главное меню

Ссылки

 

Зачисление испр

            лого2

gos uslugi

234x60

1

Официальный интернет-портал правовой информации

Медвежонок

kenguru

3

info

Аверс2

 

 

 

propsitin

logo

banner ocenka

Поиск

МО учителей начальных классов


Урок в 4 классе тема "В гостях у словарей" PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
28.11.2015 05:24

Учитель   начальных классов

Акопян Анжелика.Аркадьевна

Тема урока:  В гостях у словарей

Цель урока:

 

1.  Повторить  и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы);

2.  Совершенствовать навыки работы со словарями;

3.  Расширить кругозор учащихся о словарях русского языка и о их возможностях.

 

На доске плакаты.

 

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.

 (А. Франс)

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений»»

Декарт.

 

Выставка словарей.

 

Толковый словарь русского языка Ожегова.

 

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

 

Словарь синонимов.

 

Словарь антонимов.

 

Словообразовательный словарь.

 

Этимологический словарь.

 

Орфографический словарь.

 

Словарь афоризмов.

Ход урока.

 

 Слово учителя: Сегодня мы с вами проводим урок-заседание «В гостях у Словарей». Вместе с вами мы должны отправить на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми»

- Что это за слово?

- Да, это слово правда.

Уважаемые Словари, сегодня,  мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда.

Итак, начинаем наше заседание. Слово предоставляется Толковому словарю (выступления учащихся от имени словаря)

 Я - Толковый словарь

Правда – слово многозначное. Расскажу вам о его основных значениях.

  1. 1.То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).
  2. 2.То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду)
  3. 3.Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти)
  4. 4.В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда)
  5. 5.В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле
  6. 6.В значении уступительного слова ХОТЯ

Я– Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

            Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них. Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

Задание. Записать пословицы, объяснить орфограммы в словах.

  1. 1.У Бога правда одна.  
  2. 2.Правда – свет разума.
  3. 3.Доброе дело – правду говорить смело.
  4. 4.Над правдой не мудруй.
  5. 5.Дело знай, а правду помни.
  6. 6.

 

Учитель. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам поведает

Словарь Синонимов

Синонимом слова ПРАВДА является слово ИСТИНА. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. М. Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать»

 Учитель. Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами противниками слова ПРАВДА нас познакомит

Словарь Антонимов

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Правда - ложь, неправда, обман, враньё (разг.), кривда.

Учитель. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.

У кривды тысяча дорог

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Задание. Записать пословицу, дать её толкование.

Маленькая правда победит большую неправду.

Учитель. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. С роднёй его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь

Я – Словообразовательный Словарь

Чтобы о слове истинную правду узнать, сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.

 

Слово ПРАВДА состоит из корня и окончания А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов. (правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, взаправду, правдоподобный, правдоподобие,неправдоподобный, правдоподобность и др.)

Задание. Сделайте словообразовательный разбор слова ПРАВДОИСКАТЕЛЬ

правдоискатель= правда + искать

 

Учитель. Ну, а если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове. То нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда оно появилось, из каких частей и как образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменялось его значение. Предоставим слово Этимологическому Словарю

Я – этимологический Словарь

Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – истина).слово ПРАВДА общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд-. Слово правый образовано с помощью суффикса в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть»

      Что же получается? Оказывается, в далёком прошлом слово ПРАВДА состояло в близком родстве с такими словами как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, и ИСПРАВИТЬ

Учитель.   Кто ещё хочет выступить? А почему молчит Орфографический Словарь?

II часть. Практическая работа со словарями.

Учитель. А сейчас мы проведём соревнование команд и посмотрим, кто лучше всех ориентируется в словарях. (Класс разделён на  3 группы)

  1. 1.Игра «Эрудит».
  • Задание. Прочитайте русскую пословицу: « Добрые слова дороже богатства».
  • Раскрыть значение слов: добрые, дорогой, богатство.

Сострадание, благочестие, милосердие.

  1. 2.Игра «Эстафета».

Задание. Написать правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Игра «Диктор».

Задание. Расставьте правильно ударение в словах.

 Банты, торты, баловать, каталог, щавель, включит.

 

  1. 4.Игра «Кто больше».
  2. 1.Задание. Подобрать синонимы к словам: красивый, смелый, работать, алый, веселый, смеяться

Подведение итогов, оценки.

Рефлексия. Что вам сегодня понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Домашнее задание: составить словарь добрых слов.  

 

Приложения.

Задания для группы.

 

1 группа.

  1. 1.Раскрой значение слова  сострадание
  2. 2.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 4.Подбери синонимы к словам:  добрый, богатство

2 группа

  1. 1.Раскрой значение слова  благочестие.
  2. 2.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 3.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 4.Подбери синонимы к словам:   дорогой, добрый

3 группа

  1. 2.Раскрой значение слова  милосердие.
  2. 3.Напиши правильно слова:

 Ко…екция, коне…но, заг…рать, заг…р, те…итория. раз…грать, сверх…нтересный.

  1. 4.Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

  1. 5.Подбери синонимы к словам: добрый, дорогой

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 



Обновлено 28.11.2015 05:28
 
Из опыта работы. Мастер-класс PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.11.2015 13:22

 

 

Учитель начальных классов

Сердюкова Л.А.

Лауреат районного педагогического фестиваля

«Признание-2015»

в номинации панорама педагогических мастерских

«От многообразия возможностей- к многообразию результатов»

 

Технология критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся  реализации ФГОС (из опыта работы)


  Прежде чем начать работу, я желаю вам работать дружно, открыть что то новое для себя. Надеюсь, что вы поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

  Тема моего выступления : Технология критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС.

ТРКМ была разработана в конце 20-го века в США. Ее авторы Дженни Стел, КертМередит, Чарльз Темпл. С 1996 года данная технология прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление:

-это мышление самостоятельное;
- это мышление обобщенное;

- это мышление проблемное и оценочное;

- это мышление аргументированное.

Чем же еще привлекательна данная технология?  Данная технология позволяет достичь конкретных образовательных результатов.


-формирование умения задавать вопросы;
- умение формулировать гипотезу;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

- развитие базовых качеств личности.

Ученик, выступающий в роли критического мыслителя:

-формирует собственное мнение;
- решает проблемы;

- аргументированно спорит;

- умеет ценить чужую точку зрения.

Основа технологии- трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап-  создание мотива к обучению.
Второй этап –содержательный, в ходе которогопроисходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.
На  рефлексии  информация анализируется, творчески перерабатывается.   

В каждой фазе используются различные приёмы КМ.

  • мозговая атака;
  • ключевые слова (словосочетания, предложения);
  • перепутанные логические цепочки;
  • кластеры (смысловые блоки);
  • таблица (знаем – хотим узнать – узнали);
  • таблица «тонких» и «толстых» вопросов;
  • денотатный граф;
  • «круги по воде»;
  • диаманта;
  • верные – неверные утверждения
    • «ИНСЕРТ»;
    • чтение с остановками;
    • таблица «плюс – минус – интересно»;
    • «Шесть шляп»;
    • бортовой журнал;
    • логическая цепочка и др.

- Сегодня я вам расскажу о тех приёмах, которые я  систематически использую в работе, и учащиеся с интересом  работают на уроке.

- Предлагаю вам узнать автора следующих строк:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть украдкой,

На песни грешные мои.

- Кто является автором этих строк?     (А.С.Пушкин)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

- Теперь, я предлагаю вам просмотреть отрывок из художественного фильма, и узнать по какому произведению был снят фильм, и кто является автором?

А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал старый Бульба, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Кто является автором этих строк?   (В.Н.Гоголь)

- Прослушайте романс и  скажите на стихи какого поэта написан романс?

Романс «Широк и жёлт вечерний свет..»

Настоящая фамилия поэтесса — Горенко, вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына. Именем этой поэтессы  названы улицы во многих городах бывшего СССР. В Санкт-Петербурге находится литературно — мемориальный музей.

- Кто является автором этих строк?   (А.Ахматова)

- Назовите всех авторов,  которых вспомнили.

- Что написал Пушкин? Гоголь? Ахматова?

- Когда в каком веке жилПушкин? Гоголь? Ахматова?

- Почему именно этих авторов мы сегодня упомянули?Что, их объединяет?

- К какому событию могут быть приурочены эти 3 личности?

- В 2015 году в России отмечается год литературы. В связи с этим федеральное агентство представило логотип Года литературы в России. Символ изображает профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой, выполненных в цветах российского флага.

- Сейчас мы с вами поработали с одним из приёмовКМ.

- Приём «Толстых» и «Тонких» вопросов– это работа с таблицей;  в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа, например, Кто? Что? Когда? и др.  В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например, Объясните, почему…?  В чём различие…? и т. д.Эти вопросительный слова я использовала в вопросах.

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» и «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ

Кто?В чём различие…? (авторов)

Что? (написали)                                        Почему…?  (эти авторы)

Когда?  (жили)                                          Что, если…? (их что-то объединяет)

Как звали…?

Верно ли…?

- Скажите,  о каком из классиков пойдёт речь.

«Из детей только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Потомки живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя.»

Информация:

« В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник поэту. На красивом мраморном постаменте высечены слова: "Нашему поэту"».

Что вы знаете о Пушкине? Какие ассоциации у вас возникли при слове Пушкин?

Пушкин (умный талантливый известный творческий знаменитый, гениальный)

Прозаик (сказки роман) поэт(стихи поэма) классик

- Итак, мы с вами поработали ещё  с одним из приёмов КМ.

Кластер- способ графической организации материала. Посередине находится  ключевое слово, вокруг записывают слова, предложения, по данной теме. Слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии.

- Сейчас мы с вами познакомимся с одним из приёмов КМ «Инсерт»

I – interactive

N – noting

S – system

E – effective

R – readingand

T - thinking

- В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п:  Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся (известная);

 - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению (непонятная);

 + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным(интересная);

 ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше (новое).

II э т а п:  Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п:  Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V»

(известно)

«-»

(непонятно)

«+»

(интересно)

«?»

(новое)

 

 

 

 

 

IV э т а п:  Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Инсерт используются с научно-популярными текстами с большим количеством фактов и сведений.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

- Этот приём мы рассмотрим в тексте   биография  А.С.Пушкина. Прочитайте текст и с помощью знаков промаркируем текст.

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием.  Будущего поэта.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.  В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски.

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. Впервые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

В мае 1820 г он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др. Пушкину не разрешают ехать на Кавказ.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с.Болдино. Начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен.Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве. Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. 6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре  монастырский клир во главе с архимандритом совершили у тела поэта последнюю панихиду и похоронили Пушкина у алтарной стены собора.

- Следующий приём КМ, с которым мы поработаем ДИАМАНТА,

Диаманта– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

- Предлагаю вам составить Диаманту о А.С.Пушкине.

- Последний приём КМ, который я хотела бы сегодня провести называется «Шести шляп».

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.

Параллельное мышление – это мышление, при котором различные точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют.

Белая шляпа- статистик
Желтая шляпа- позитивная (+ оценка событий)
Черная шляпа- негативная (- оценка событий)
Зеленая шляпа- творческая (самые необычные идеи)
Красная шляпа- эмоциональная (чувства)
Синяя шляпа- аналитик (обобщает все услышанное)
Начну с себя- я-белая шляпа. Говорю только факты. Итак, наше занятие было посвящено ТРКМ. Мы познакомились с некоторыми методами этой технологии: тонкие и толстые вопросы, кластер, инсерт, диаманта и шесть шляп.
Красная шляпа- вам нужно без комментариев выразить свои эмоции
Черная шляпа- что не понравилось
Желтая шляпа- что положительного
Зеленая шляпа- какие вопросы, идеи
Синяя шляпа- вы координатор, сделайте обобщение

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 
И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования- подготовка ребенка к дальнейшей жизни, и мы с вами должны сформировать в нем те умения и навыки, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТКМ. Актуальность этой технологии неоспорима.

 

 

 

Обновлено 14.04.2016 10:53
 
программа внеурочной деятельности PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
23.07.2015 09:07

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9 г. Буденновска Буденновского района»

 

                     Программа внеурочной деятельности

учащихся начальных классов

МОУ «Гимназии №9»

Программа внеурочной деятельности для учащихся

начальной школы

 

Содержание:

  1. 1.Нормативно-правовая и документальная основа.
  2. 2.Пояснительная записка.
  3. 3.Цели и задачи.
  4. 4.Принципы программы.
  5. 5.Направления реализации программы.

5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6.   Условия реализации программы.

     6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

     6.3. Материально-техническое обеспечение.

  1. 7.Предполагаемые результаты.

8.       Внеурочная   деятельность

      8.1. Содержание воспитательной деятельности.

     8.2. Виды внеучебной деятельности.

     8.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

  1. 10.Тематическое планирование.

     9.1. Пояснительная записка.

     9.2. Цели внеурочного планирования.

     9.3. Задачи внеурочного планирования.

     9.4. Прогнозируемые результаты.

     9.5. Планируемые личностные результаты.

  1. 11.Содержание деятельности.
  2. 12.Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
  3. 13.Ожидаемые результаты реализации программы.
  4. 14.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
  5. 15.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
  6. 16.Ожидаемые результаты реализации программы.
  1. 1.Нормативно-правовая и документальная основа:
  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
  • Должностная инструкция классного руководителя.
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

2.     Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

               Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

               Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

           Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

          Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

               Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

               Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

               В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

            Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

   Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

   Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   
  1. 3.Цель внеурочной деятельности:

           Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. 1.Организация досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
  2. 2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. 3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. 4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. 5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
    1. 6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
    2. 9.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
    3. 10.Организация информационной поддержки учащихся.
    4. 11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  1. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  2. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  1. 4.Принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  1. Традиции школы.
  2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
  3. Особенности руководителей кружков и секций, их интересы,                                 склонности, установки.

5.     Направления реализации программы

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
  • Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
  • Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в                                                  свободное от учёбы время.
  • Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
  • Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
  • Совершенствование уровня кадрового обеспечения.                                                      
  • Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

     Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.

Классы

Направления

I

II

III

IV

 

Всего

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

3

3

2

2

10

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Гражданско-патриотическое

1

1

1

1

4

Общественно-полезная деятельность

-

1

1

1

3

Проектная деятельность

1

-

1

1

3

Итого

10

10

10

10

40

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
  • Участие в районных спортивных соревнованиях.

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Работа кружков;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
  • 3. Научно-познавательное:
  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады.

4. Гражданско-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Тематические классные часы;
  • Конкурсы рисунков.
  • Фестивали патриотической песни.
  • Вахта памяти.

5. Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города.
  • Разработка проектов к урокам.

 6.Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,
  • кадровое обеспечение программы,
  • методическое обеспечение программы,
  • педагогические условия,
  • материально-техническое обеспечение.

 6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;
  • библиотекарь;
  • работники ДДТ;
  • работники театров.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  • методические пособия,
  • интернет-ресурсы,
  • мультимедийный блок.

Создать банк методических разработок дел школы,   мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • телевизор,
  • проектор,
  • экран и др.

7.Предполагаемые результаты:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
  • развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;
  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
  • оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

  8. Внеурочная   деятельность 

Направление

деятельности

Вид деятельности

Ф.И.О.учителя

Спортивно-оздоровительное

  • Подвижные игры
  • День здоровья
  • Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма (авто: Р.С. Койбаев)

Классные руководители, учитель физической культуры    

Художественно-эстетическое

  • Программа кружка « Волшебная кисть».
  • Программа кружка «Рукодельница».
  • Программа кружка «Колокольчики».
  • Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Преподаватели кружков

Классные руководители 1 классов

Научно-познавательное

  • Программа курса «Закулисье»
  • Работа с одаренными детьми.
  • Олимпиады разного уровня
  • Программа А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»
  • Программа Н. Истоминой «Наглядная геометрия»

Учителя 1-4 классов

Гражданско –патриотическое

  • Программа «Юный патриот»
  • Подготовка, проведение и участие в общешкольных мероприятиях.

Классные руководители

Проектная деятельность

  • Реализация проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях.

Классные руководители

           8.1. Содержание воспитательной деятельности.

   Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. 1)гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. 2)социальной активности;
  3. 3)представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  4. 4)приобщение к системе культурных ценностей;
  5. 5)трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  6. 6)экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  7. 7)эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. 8)организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  9. 9)навыков здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

 

8.2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. 1)игровая деятельность;
  2. 2)познавательная деятельность;
  3. 3)проблемно-ценностное общение;
  4. 4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. 5)художественное творчество;
  6. 6)трудовая (производственная) деятельность;
  7. 7)спортивно-оздоровительная деятельность;

8.3. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. 1)беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
  2. 2)упражнение,
  3. 3)поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
  4. 4)методы игры в различных вариантах,
  5. 5)составление плана  и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

Формы оценки.
            В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур       итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации         образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

9. Тематическое планирование внеурочной деятельности.

 

9.1. Пояснительная записка.

     Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).

     Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

     Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…

     Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

     Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».  

   Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

- воспитание здорового образа жизни;

- интегрирование усилий учителя и родителей;

- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

9.2. Цели внеурочного планирования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться;

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.

9.3. Задачи внеурочного планирования.

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я – концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

9.4. Прогнозируемые результаты.

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

 

9.5. Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

10.Содержание деятельности.

Примерное планирование внеурочной деятельности для начальной школы.

Направления

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Спортивно-

оздоровительное

1.День здоровья.

2. Веселые старты.

3.Динамические паузы.

1. Конкурс «Папа, я, спортивная семья».

2.Динамические паузы.

1. Спортивная игра.

2. Зимние забавы.

3. Динамические паузы.

1. Военно-спортивная игра «Зарничка»

2.Веселые старты.

     Художественно-             эстетическое

1.Экскурсия по городу.

2.Посещение театра.

3.Конкурс стенгазет (Итоги дня здоровья).

4.Подготовка к фестивалю «Золотая осень».

5.Посещение кружков.

1.Гала-концерт. Фестиваль творчества юных талантов «Золотая осень».

2.Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок к новому году.

3..Посещение кружков.

1. Конкурс рисунков к Дню защитников отечества.

2. Конкурс чтецов.

3. Концерт, посвященный                 Международному женскому дню.

4. Посещение кружков.

1.Конкурс рисунков ко Дню Победы.

2.Возложение цветов.

3.Посещение кружков.

Научно-познавательное

1.Участие в дистанционных играх, конкурсах, викторинах.

1.Щкольная олимпиада.

2.Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок».

1.Интеллектуальная игра по математике «Кенгуру».

2..Научно-практическая конференция

1.Работа кружков

гражданско-патриотическое

1День знаний.

Классный час «Правовые знания».

2.Праздник «Посвящение в гимназисты».

1.День матери.

Игровая программа с участием мам.

1.День конституции.

Классный час «Символика государства».

2.Рыцарский турнир.

3. Вахта памяти.

4. Просмотр мультфильмов о богатырях и обсуждение.

1.Классный час «День космонавтики».

2.Встреча с ветеранами.

Проектная деятельность

1.Проекты. Презентации.

1. Проекты.

1.Проекты.

1.Проекты. Защита.

  1. 11.Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
  • Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
  • Организация и оснащение методического кабинета.
  • Оснащение читального зала библиотеки.
  • Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
  • Оснащение спортивного зала инвентарем.
  • Оборудование рабочего места педагога.

12.Ожидаемые результаты:

  • Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.                                                                                                                                
  • Творческая самореализация детей;
  • Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  • Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
  • Формирование единого воспитывающего пространства;
  • Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
  • Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
  • Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
  • Использование потенциала открытого образовательного пространства.

 

13.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.

Размещение материалов на информационных стендах.

Оформление расписания работы кружков, спортивных секций.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

Оформление стенда «Наши достижения».

Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта учащимися.

Курсы компьютерной грамотности для педагогов.

Работа над созданием сайта педагогами.

Размещение мобильной информации на сайте школы.

  1. 14.

       Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

Объекты мониторинга:

  1. 1.Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. 2.Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. 3.Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. 4.Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. 5.Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  6. 6.Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  7. 7.Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

15.Ожидаемые результаты реализации программы.

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

   Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

   В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Обновлено 11.11.2016 11:48
 
Мастер класс PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
13.09.2012 08:23

 Районный педагогический фестиваль "ТАЛАНТ-2011",

номинация "Путешествие по радуге"

Мастер-класс

Учитель: Барыльникова Евгения Николаевна 

 

 

Отворите волшебные двери добра и доверия.

 

Нравственные ценности определяют наши поступки, по отношению к родителям, к друзьям, ко всем кто нас окружает, регулирует поведение человека. Поэтому приоритетным в работе с детьми я считаю духовно-нравственное направление. Работу строю через коллективно-творческие дела. Предлагаю сегодня вместе поработать.

Тот, кто делает добро другу,

Делает добро себе.

Э. Роттердамский

 

Добро не наука-оно действие.

Р. Роллан

Ход занятия:

1. Ранжирование

(под приятную музыку идут слайды с изображением добрых поступков и людей).

Вопрос: выберите слова, которые подходят к данным ситуациям?

Понимание Злость Отзывчивость Гнев Сочувствие Ссора

Жестокость Открытость Помощь Война

Участники выбирают слова.

Какие слова Вы выбрали и почему? Что является основой для хорошего, прочного дома – фундамент. Человек-творец добра. Добро и доверие-фундамент человеческих отношений. Мы сегодня открываем двери в МИР добра и доверия.

-Зачитайте слова, которые не использовали?

Какое понятие объединяет их?

Спор Война Гнев Ссора Жестокость

КОНФЛИКТ

 2. Проблемный вопрос.

 - Почему между вами – детьми возникают конфликты?

Ответы: неумение договариваться, нетерпимость, грубость, разногласия.

-Давайте разберемся.

3. Работа в группах

-Вспомните произведения. Разберитесь в данных ситуациях

-Что произошло между героями и найдите выход в сложившейся ситуации.

1 группа (иллюстрация Сказки В. Сутеевой « Яблоко» )

2 группа (иллюстрация к произведению В. Осеевой Синие листья)

Резервные вопросы

-Что произошло между персонажами сказки? (Конфликт)

-Почему произошел конфликт? (не договорились, не поделились, жадные)

-Можно ли назвать конфликтом то, что произошло между девочками?

-Что послужило разногласию?

-Как можно было решить эту проблему?

-Что можно посоветовать героям, чтобы избежать конфликтной ситуации?

. Слайды с изображением злых поступков и людей.

- Вам знакомы такие душевные состояния?

-Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми, любимыми. Давайте составим для самих себя советы, чтобы как можно меньше испытывать таких душевных переживаний.

(Участники работают в группах)

СОВЕТЫ:

- Будь внимательным к окружающим.

- Прощай другим ошибки.

- Не оставляй тех в беде, кто нуждается в поддержке.

- Совершай добрые поступки просто так.

- Доверяй и люби ближнего как самого себя.

Мы строим с вами МИР добра и доверия. Кто будет жить в этом мире? А как быть с теми людьми, в сердцах которых живет злоба, ненависть к другим? Мы закроем перед ними дверь ??????

- Пусть живут на других планетах

- Забыть, что они существуют

- Стараться с ними не встречаться.

-Не обращать на них внимание.

-Как Вы думаете?

Варианты ответов участников.

-Послушайте притчу.

Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли жестокий, жадный и отверженный. Увидев их, он впал в отчаяние и обратился к Богу: «О, Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделать ничего, чтобы помочь страдальцам?» В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя...»

Рефлексия.

_Помогут нам наши сердце.

Возьмите сердца и напишите, какое должно быть сердце в МИРЕ добра и доверия. И подарите его тому, кто сейчас сидит рядом.

Улыбнемся друг другу и споем песню.

«От улыбки станет мир добрей».