Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9 г. Буденновска Буденновского района»
Программа внеурочной деятельности
учащихся начальных классов
МОУ «Гимназии №9»
Программа внеурочной деятельности для учащихся
начальной школы
Содержание:
- Нормативно-правовая и документальная основа.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Принципы программы.
- Направления реализации программы.
6.Формы внеурочной деятельности по направлениям.
7.Условия реализации программы.
8.Кадровое обеспечение.
9.Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
10.Материально-техническое обеспечение
11.Предполагаемые результаты.
Содержание воспитательной деятельности.
8.2. Виды внеучебной деятельности.
8.3. Методы и средства внеурочной деятельности.
- 10.Тематическое планирование.
9.1. Пояснительная записка.
9.2. Цели внеурочного планирования.
9.3. Задачи внеурочного планирования.
9.4. Прогнозируемые результаты.
9.5. Планируемые личностные результаты
Содержание деятельности
Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- 3.Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи внеурочной деятельности:
- 1.Организация досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
- 2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- 3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- 4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- 5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- 6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- 9.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- 10.Организация информационной поддержки учащихся.
- 11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- 4.Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
- Традиции школы.
- Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
- Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
Направления реализации программы
- Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
- Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
- Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
- Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.
Классы
Направления
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Всего
|
Спортивно-оздоровительное
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
Художественно-эстетическое
|
3
|
3
|
2
|
2
|
10
|
Научно-познавательное
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Гражданско-патриотическое
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Общественно-полезная деятельность
|
-
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Проектная деятельность
|
1
|
-
|
1
|
1
|
3
|
Итого
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
- Участие в районных спортивных соревнованиях.
2. Художественно-эстетическое:
- Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Работа кружков;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
- 3. Научно-познавательное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады.
3. Гражданско-патриотическое:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- Выставки рисунков.
- Тематические классные часы;
- Конкурсы рисунков.
- Фестивали патриотической песни.
- Вахта памяти.
4. Проектная деятельность:
- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города.
- Разработка проектов к урокам.
5..Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
6.Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- библиотекарь;
- работники ДДТ;
- работники театров.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
|
Мероприятия
|
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
|
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
|
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
|
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
|
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
|
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.
|
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
|
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
|
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
|
Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
|
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.
|
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
|
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
|
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
|
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
|
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
|
6.3. Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- телевизор,
- проектор,
- экран и др.
7.Предполагаемые результаты:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
- гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
- развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
- непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
- оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Внеурочная деятельность
Направление
деятельности
|
Вид деятельности
|
Ф.И.О.учителя
|
Спортивно-оздоровительное
|
- Подвижные игры
- День здоровья
- Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма (авто: Р.С. Койбаев)
|
Классные руководители, учитель физической культуры
|
Художественно-эстетическое
|
- Программа кружка « Волшебная кисть».
- Программа кружка «Рукодельница».
- Программа кружка «Колокольчики».
- Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.
|
Преподаватели кружков
Классные руководители 1 классов
|
Научно-познавательное
|
- Программа курса «Закулисье»
- Работа с одаренными детьми.
- Олимпиады разного уровня
- Программа А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»
- Программа Н. Истоминой «Наглядная геометрия»
|
Учителя 1-4 классов
|
Гражданско –патриотическое
|
- Программа «Юный патриот»
- Подготовка, проведение и участие в общешкольных мероприятиях.
|
Классные руководители
|
Проектная деятельность
|
- Реализация проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях.
|
Классные руководители
|
8.1. Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- социальной активности;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.
8.2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
8.3. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
- упражнение,
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
- методы игры в различных вариантах,
- составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.
Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
9. Тематическое планирование внеурочной деятельности.
9.1. Пояснительная записка.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к школе и учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
9.2. Цели внеурочного планирования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться;
- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
9.3. Задачи внеурочного планирования.
- Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я – концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
- Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
9.4. Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,
-сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
9.5. Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
10.Содержание деятельности.
Примерное планирование внеурочной деятельности для начальной школы.
Направления
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Спортивно-
оздоровительное
|
1.День здоровья.
2. Веселые старты.
3.Динамические паузы.
|
1. Конкурс «Папа, я, спортивная семья».
2.Динамические паузы.
|
1. Спортивная игра.
2. Зимние забавы.
3. Динамические паузы.
|
1. Военно-спортивная игра «Зарничка»
2.Веселые старты.
|
Художественно- эстетическое
|
1.Экскурсия по городу.
2.Посещение театра.
3.Конкурс стенгазет (Итоги дня здоровья).
4.Подготовка к фестивалю «Золотая осень».
5.Посещение кружков.
|
1.Гала-концерт. Фестиваль творчества юных талантов «Золотая осень».
2.Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок к новому году.
3..Посещение кружков.
|
1. Конкурс рисунков к Дню защитников отечества.
2. Конкурс чтецов.
3. Концерт, посвященный Международному женскому дню.
4. Посещение кружков.
|
1.Конкурс рисунков ко Дню Победы.
2.Возложение цветов.
3.Посещение кружков.
|
Научно-познавательное
|
1.Участие в дистанционных играх, конкурсах, викторинах.
|
1.Щкольная олимпиада.
2.Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок».
|
1.Интеллектуальная игра по математике «Кенгуру».
2..Научно-практическая конференция
|
1.Работа кружков
|
гражданско-патриотическое
|
1День знаний.
Классный час «Правовые знания».
2.Праздник «Посвящение в гимназисты».
|
1.День матери.
Игровая программа с участием мам.
|
1.День конституции.
Классный час «Символика государства».
2.Рыцарский турнир.
3. Вахта памяти.
4. Просмотр мультфильмов о богатырях и обсуждение.
|
1.Классный час «День космонавтики».
2.Встреча с ветеранами.
|
Проектная деятельность
|
1.Проекты. Презентации.
|
1. Проекты.
|
1.Проекты.
|
1.Проекты. Защита.
|
- 11.Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
- Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
- Организация и оснащение методического кабинета.
- Оснащение читального зала библиотеки.
- Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
- Оснащение спортивного зала инвентарем.
- Оборудование рабочего места педагога.
12.Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
- Творческая самореализация детей;
- Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
- Формирование единого воспитывающего пространства;
- Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
- Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
- Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
- Использование потенциала открытого образовательного пространства.
13.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:
Задачи
|
Мероприятия
|
Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.
|
Оформление информационного стенда
Родительские собрания
|
Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.
|
Размещение материалов на информационных стендах.
Оформление расписания работы кружков, спортивных секций.
|
Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.
|
Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах
Оформление стенда «Наши достижения».
Размещение на сайте школы.
|
Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.
|
Работа над созданием сайта учащимися.
Курсы компьютерной грамотности для педагогов.
Работа над созданием сайта педагогами.
Размещение мобильной информации на сайте школы.
|
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
- 1.Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
- 2.Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
- 3.Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
- 4.Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
- 5.Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
- 6.Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- 7.Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
15.Ожидаемые результаты реализации программы.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. |