Требования по русскому языку PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
08.11.2016 13:41

1. Общие положения

Настоящие материалы подготовлены региональной предметно-методической комиссией по русскому языку для помощи организаторам и Жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в Ставропольском крае.

Настоящие требования к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – олимпиада) по русскому языку составлены на основе Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников, утверждённого приказом Минобрнауки России от 18.11.2013

№1252 (ред. от 17.12.2015).

Муниципальный этап олимпиады проводится по разработанным региональной предметно-методической комиссией по русскому языку заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), для 7-11-х классов.

2. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в соответствии с содержанием олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку требуется соответствующее действующим на момент проведения мероприятия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам здание образовательного учреждения с классами (аудиториями) по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для записи ответов и для черновиков, авторучки с синими или фиолетовыми чернилами, скрепки или степлер. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Для составления членами Оргкомитета рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом.

При проведении процедуры разбора заданий могут понадобиться компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор.

3. Форма и порядок проведения соревновательного тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Муниципальный этап олимпиады проводится в один тур по заданиям, подготовленным региональными предметно-методической комиссией по русскому языку, отдельно для участников 7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания составлены с учетом школьной программы. Учащиеся должны показать свои знания норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов языковой системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии.

Задания тура состоят из 10 вопросов, равномерно распределённых по всем уровням языка. Все вопросы имеют однозначный ответ. Задания ориентированы на то, чтобы учащиеся смогли продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка, знание современной орфографической нормы и умение обосновать её с исторической точки зрения, знание семантической системы современного русского литературного языка, осведомлённость в области этимологии и в историческом развитии лексического значения слов, навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа, знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, навыки морфологического анализа слова, знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности, осведомлённость в области истории русского языкознания. Последнее задание в каждом классе включает перевод небольшого текста из произведений древнерусской литературы. Задание позволяет выявить способности к семантическому и словообразовательному анализу фактов древнерусского языка в их связях с современным русским языком.

Решение каждого задания оценивается по особой шкале (Таблица 1).

Таблица 1

Предмет

Класс

Время (мин)

Всего баллов

Количество баллов за задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Русский язык

7

120

 

10

10

8

6

10

6

8

6

8

10

Русский язык

8

120

 

10

10

8

6

10

6

8

6

8

10

Русский язык

9

180

 

10

8

10

10

8

10

10

6

8

15

Русский язык

10

180

 

10

8

10

10

8

10

10

6

8

15

Русский язык

11

180

 

8

12

10

8

8

15

10

10

8

10

Начало муниципального этапа олимпиады – 10.00 по московскому времени.

До начала соревновательного тура представители Оргкомитета проводят инструктаж участников муниципального этапа олимпиады, информируя их:

1. о продолжительности тура (2 астрономических часа для 7-8 классов, 3 часа для 9-11 классов);

2. о правилах проведения муниципального этапа по русскому языка;

3. о времени и месте разбора заданий, ознакомления с результатами олимпиады;

4. о порядке подачи апелляций, месте проведения апелляций.

Задания каждого из комплектов заданий соревновательного тура составлены в одном варианте, поэтому участники в небольших аудиториях должны сидеть по одному за столом (партой), а в больших – в порядке, затрудняющем списывание.

В помещениях (аудиториях), где проводится соревновательный тур, должны находиться назначенные Оргкомитетом организаторы (не менее 2 человек (не филологи) на аудиторию в зависимости от размеров аудитории). Организаторы не имеют право отвечать на вопросы по содержанию заданий. Около аудиторий находятся дежурные.

Для каждой аудитории, выделенной для проведения письменного тура, заранее готовятся списки участников олимпиады с указанием их персонального номера. Один список вывешивается на двери аудитории, другой передаётся организатору в аудитории. Копии списков находятся в Жюри и в Оргкомитете.

Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещённость рабочих мест, питьевую (минеральную) воду.

Если муниципальный этап олимпиады проводится в образовательном учреждении без прекращения текущего учебного процесса в данном учреждении, во время проведения соревновательных туров должны быть исключены контакты участников муниципального этапа олимпиады с учащимися и педагогами данного учебного заведения.

Дежурные (организаторы) вызывают участников по списку с указанием номера и организованно рассаживают их на заранее установленные места. Время начала и окончания соревновательного тура фиксируется на доске в каждой аудитории. Для выполнения заданий участник должен быть обеспечен экземпляром заданий, бумагой для записи ответов, бумагой для черновиков и ручкой.

Вся работа должна быть написана ручкой одного (синего или фиолетового) цвета. Запрещается использование для записи ответов ручек с красными, чёрными или зелёными чернилами. Любые пометки, подчёркивания, выделения (в т.ч. цветными маркерами), рисунки в работе, которые могут быть использованы для идентификации зашифрованной работы, признаются её декодированием (дешифровкой). В этом случае Оргкомитет снимает работу с рассмотрения.

Права и обязанности участника Олимпиады:

- перед входом в аудиторию должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности;

- может взять с собой в аудиторию только письменные принадлежности (ручка синего или фиолетового цвета), напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Всё остальное, включая мобильные телефоны и иные средства связи, должно быть отдано сопровождающим;

- не вправе общаться с другими участниками, свободно перемещаться по аудитории;

- имеет право покидать аудиторию только в сопровождении дежурного по аудитории или иных уполномоченных лиц. В случае выхода участника из аудитории дежурный на обложке работы отмечает время его выхода;

- не имеет права выносить из аудитории любые материалы, касающиеся олимпиады (бланки заданий, листы ответа, черновики);

- не должен проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.

В случае нарушения участником олимпиады Порядка проведения олимпиады и утверждённых Требований к проведению муниципального этапа олимпиады по русскому языку, представитель организатора олимпиады вправе удалить данного участника олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника олимпиады.

Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по русскому языку в текущем году.

На всех этапах проведения муниципального этапа олимпиады присутствуют аккредитованные общественные наблюдатели.

5. Порядок подведения итогов муниципального этапа олимпиады по русскому языку

Титульные листы и листы с ответами участников (включая черновики) кодируются (шифруются) членами Оргкомитета.

Для кодирования и декодирования работ Оргкомитетом создаётся специальная комиссия (шифровальная комиссия) в количестве не менее двух человек. Эти же лица осуществляют внесение баллов участников в компьютер, составление итоговых таблиц участников по классам с учётом полученных ими баллов в соревновательном туре Олимпиады.

После окончания соревновательного тура работы участников Олимпиады отдельно по каждому классу передаются шифровальной комиссии на кодирование. На обложке каждой работы пишется соответствующий шифр, указывающий № класса и № работы (например, 9–01, 10–01, 11–01), который дублируется на листах с ответами.

Черновики не проверяются и не оцениваются

Проверка осуществляется по кодовым номерам, проставленным на каждом листе для ответа. Все страницы с указанием их автора при кодировании изымаются и проверке не подлежат.

По итогам составляется рейтинг участников муниципального этапа всероссийской олимпиады по русскому языку. Рейтинг составляется отдельно по 7, 8, 9, 10 и 11 классам.

На основании этого рейтинга Жюри готовит предложения по количеству победителей и призёров Олимпиады отдельно по 7, 8, 9, 10 и 11 классам, передаёт их в оргкомитет для декодирования и определения имён победителей и призёров Олимпиады.

До проведения процедур показа работ и апелляции шифровальная комиссия декодирует работы.

Оценки работ (выставленные баллы) заверяется личной подписью членов Жюри и председателем.

После окончания олимпиады проводится разбор заданий.

Со своими результатами участники знакомятся после процедуры разбора олимпиадных заданий.

Участники вправе ознакомится со своими работами, и в течение часа после показа работ вправе подать заявление на апелляцию.

Апелляция проводится через 1 час после подачи заявления на апелляцию  в день показа работ.

Итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий участниками с указанием победителей и призёров вывешивается на всеобщее обозрение в месте, определенным Оргкомитетом муниципального этапа олимпиады.

После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников.

6. Порядок анализа олимпиадных заданий и показа работ

6.1. Порядок анализа олимпиадных заданий

Основная цель процедуры анализа олимпиадных заданий – знакомство участников муниципального этапа олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.

В процессе проведения анализа заданий участники должны получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценки их работ и, тем самым, уменьшения числа необоснованных апелляций по результатам проверки решений.

Анализ олимпиадных заданий проводится после их проверки в отведённое Оргкомитетом время.

На анализе заданий могут присутствовать все участники муниципального этапа олимпиады, а также сопровождающие их лица.

В ходе анализа заданий представители Жюри подробно объясняют критерии оценивания каждого из заданий и дают общую оценку по итогам выполнения заданий двух туров.

В ходе анализа заданий представляются наиболее удачные варианты выполнения олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками олимпиады, объявляются критерии выставления оценок при неполных решениях или при решениях, содержащих ошибки.

Для анализа заданий необходимо помещение, вмещающее всех участников и сопровождающих их лиц, оборудованное компьютером, музыкальными колонками, подключенными к компьютеру, мультимедийным проектором и экраном, микрофонами.

6.2. Порядок показа работ

На показ работ допускаются только участники Олимпиады по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность.

Для показа работ Оргкомитет выделяет одну большую аудиторию, предоставляет, предварительно декодировав, работы участников, назначает ответственных лиц, которые осуществляют распределение работ школьников и организуют доступ участников к работам.

В аудитории должны быть стол для Председателя Жюри , столы для членов Жюри и столы для школьников, за которыми они в присутствии ответственных лиц из Оргкомитета самостоятельно просматривают свои работы. Вносить исправления в работы, выносить из аудитории, где проводится показ, заполненные бланки заданий (листы ответов) и черновики, запрещено. Участник имеет право задать члену Жюри вопросы по оценке приведённого им решения задачи.

В случае если член Жюри соглашается с аргументами участника по изменению оценки решения задачи, он вносит необходимые изменения в оценку данной задачи, фиксируя их на работе, закрепляет своей подписью и подписью Председателя Жюри .

Для корректировки оценок в итоговой ведомости (электронной таблице) в аудитории должен присутствовать представитель Оргкомитета с компьютером (ноутбуком).

7. Порядок проведения апелляции по результатам проверки Жюри

олимпиадных заданий

Апелляция проводится в случае несогласия участника муниципального этапа олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы.

Апелляции участников олимпиады рассматриваются Жюри совместно с Оргкомитетом (апелляционная комиссия).

Документами по проведению апелляции являются:

- письменные заявления об апелляциях участников муниципального этапа олимпиады;

- журнал (листы) регистрации апелляций;

- протоколы и видеозапись (видеофиксация) проведения апелляции, которые хранятся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в течение 1 года.

Представители Оргкомитета строго следят за тем, чтобы в заявлениях на апелляцию участником было указано полное название образовательного учреждения, тиражируют к проведению апелляции достаточное количество бланков заявлений на апелляцию и бланков протоколов проведения апелляции с указанием присутствующих членов Жюри и членов Оргкомитета.

Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Участнику, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией.

Апелляция участника муниципального этапа олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания.

Для проведения апелляции участник должен прийти в Оргкомитет, получить бланк заявления на апелляцию и подать в Оргкомитет письменное заявление. Заявление на апелляцию на имя Председателя Жюри в установленной форме принимается в течение 1 астрономического часа после окончания анализа олимпиадных заданий и показа работ.

При рассмотрении апелляции присутствует только участник муниципального этапа олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов,

- об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов Председатель Жюри имеет право решающего голоса. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат. Проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета.

Протоколы проведения апелляции передаются Председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчётную документацию.

Окончательные итоги муниципального этапа олимпиады по русскому языку утверждаются Жюри с учётом проведения апелляции.

Организатор муниципального этапа:

- утверждает результаты муниципального этапа олимпиады по русскому языку (рейтинг победителей и рейтинг призёров муниципального этапа олимпиады) и публикует их на своём официальном сайте в сети «Интернет», в том числе протоколы Жюри муниципального этапа олимпиады по русскому языку;

- публикует на своём официальном сайте в сети «Интернет» с учётом утверждённых методическими комиссиями олимпиады требований к проведению муниципального этапа олимпиады по русскому языку олимпиадные работы победителей и призёров муниципального этапа олимпиады с указанием персональных данных участников олимпиады;

- передаёт результаты участников муниципального этапа олимпиады по русскому языку (по каждому классу) в определенном формате министерству образования и молодежной политики Ставропольского края.

- награждает победителей и призёров муниципального этапа олимпиады поощрительными грамотами.

 

Обновлено 25.11.2016 07:42