Требования по МХК PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
08.11.2016 13:39

2016 год

Требования к организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству

(мировая художественная культура)

Главная цель изучения предметной области «Искусство» в школе – это развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. 

Всероссийская олимпиада школьников по искусству на всех своих этапах ориентируется на реализацию этой цели и способствует её достижению.

Особенности муниципального этапа

Муниципальный этап олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников от 18 ноября 2013 года (№1252). Особенности муниципального этапа всероссийской олимпиады по искусству заключаются в том, что задания компетентностно ориентированы и построены на деятельностной основе. Вопросы и задания муниципального этапа соответствуют более высокому уровню развития ключевых (общекультурных, учебно-познавательной, эмоционально-личностной, коммуникативной, исследовательской, творческой, информационно-коммуникативной) и специальных предметных компетенций, чем задания школьного этапа. 

На муниципальном уровне олимпиады участвуют:

  • победители и призеры школьного этапа всероссийской олимпиады по искусству (МХК) текущего учебного года, или обучающиеся 9-х, 10-х, 11-х классов, набравшие необходимое число баллов на школьном этапе, установленное организаторами муниципального этапа;
  • победители и призеры муниципального этапа предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов заданий

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий предыдущего школьного и последующего регионального этапа и соответствующие уровню ключевых и специальных предметных компетенций, необходимых для участия в муниципальном этапе олимпиады.

 

 

 

Критерии выбора заданий

В соответствии с методическими рекомендациями предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по искусству в заданиях отражены:

  • юбилейные даты, связанные и историей развития культуры регионов;
  • материал, связанный с различными областями и пластами художественной культуры разных периодов её развития и разных стран. 

Типология заданий

Типология заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству в Ставропольском крае в 2016 – 2017 учебном году изменяется незначительно.

В этой связи обращаем внимание на то, что в 2016 – 2017 учебном году для выполнения на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по искусству будут предложены следующие типы заданий.

Первый тип заданий направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: уровня представления участника о непрерывности культурно-исторического процесса и может включать отрывки из художественных, литературно-критических, искусствоведческих текстов, описывающих узнаваемое произведение искусства, деятеля культуры, имя или название которых предлагается определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Задания направлены на выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способность прочитывать более или менее знакомое произведение искусства, находя в нем черты авторского замысла, соотносить изображение с прямым авторским высказыванием. Задание может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных в широком кругу, может быть осложнено дополнительными пунктами творческого характера.

Второй тип заданий направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций: выявление способности участников эмоционально - личностно воспринимать художественное произведение и словесно передавать свои мысли и ощущения. 

Участникам предлагается:

                   определить свое эмоциональное отношение к произведению

искусства; 

                   использовать образный язык для передачи своего эмоционального впечатления;

                   зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или публицистической форме.

Предлагается определить не только своё эмоциональное состояние, вызванное произведением искусства, но и проанализировать, с помощью каких средств автор добивается от зрителя, слушателя, читателя желаемой эмоциональной реакции.

Третий тип заданий направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задания этого типа направлены на выявление как общей культуры участника, так и на его умения анализировать конкретное произведение искусства.

Четвертый тип заданий направлен на выявление уровня развития информационно-коммуникативной компетенции: способности самостоятельного структурирования и осмысления нужной информации, связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, а также на выявление способности предъявления результатов работы в нужной форме.

Четвертый тип заданий может включать задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.

Задания составляются для каждой возрастной группы: 7-8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

Система оценивания выполненных олимпиадных заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству в Архангельской области в 2016 – 2017 учебном году приводится в соответствии с системой оценивания регионального этапа и осуществляется по критериям, предложенным Центральной предметно-методической комиссией:

  • глубину и широту понимания вопроса, использование внепрограммного материала;
  • своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемых произведений искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);
  • умение пользоваться специальными терминами;
  • знание имен авторов и названий произведений искусства;
  • умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения;
  • умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;
  • умение передавать свои впечатления от произведений искусства (лексический запас, владение стилями);
  • логичность изложения;
  • аргументированность позиции;
  • грамотность изложения, отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов, пунктуационных ошибок);
  • представление о времени и основных чертах ведущих культурно-исторических эпох;
  • наличие или отсутствие фактических ошибок.

Особенности выставления или фиксации оценок

Конкретное количество баллов, выставляемое за выполнение заданий, указывается в ключах, подготовленных региональной предметно-методической комиссией для членов жюри, где указывается также максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.

Рекомендуется учитывать возможную дифференциацию оценок. В заданиях, предполагающих в качестве ответа длинный ряд названий, можно получить дополнительные баллы за правильное перечисление части названий.

Если задание связано с предложением дать название выставке (презентации, документальному фильму), различное количество баллов выставляется за номинативное название, метафорическое название и название с использованием цитаты.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и / или апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимальный балл за выполнение заданий указан в ключах, подготовленных региональной предметно-методической комиссией для членов жюри. Суммарный балл за каждое задание не обязательно должен быть одинаковым.

Формальные аспекты выполнения заданий

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству проводится в один тур.

Согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии, продолжительность олимпиады варьируется в зависимости от возрастной группы участников: для 7 и 8 классов продолжительность выполнения заданий – 3 астрономических часа, для 9, 10 и 11 классов – 4 астрономических часа.

Задания выполняются письменно, индивидуально, объём работ (выполнение каждого типа заданий) специально не регламентируется.

Правила использования черновиков

Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. При этом, если работа выполнена полностью, черновик не проверяется. Материалы, представленные в черновике, представляются и учитываются при оценке работы в том случае, если работа выполнена не до конца (в ситуации, когда обучающийся просто не успевает переписать работу набело).

Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа олимпиады рекомендуется выделить несколько аудиторий для каждой возрастной группы участников: для 7-8 классов, для 9 классов, для 10 классов, для 11 классов. Участники муниципального этапа олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников:

  • комплектом заданий;
  • писчебумажными принадлежностями (бумагой для черновиков, ручками);

Следует также ознакомить обучающихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории, где проводится олимпиада, дополнительного материала (таблиц, текстов, средств мобильной связи и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады. 

На муниципальном этапе олимпиады при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.

Процедура регистрации участников олимпиады

Все участники олимпиады проходят обязательную регистрацию. Регистрация обучающихся для участия в олимпиаде осуществляется оргкомитетом перед началом ее проведения. При регистрации представители оргкомитета проверяют правомочность участия в олимпиаде прибывших обучающихся и достоверность имеющейся в распоряжении оргкомитета информации о них.

Показ олимпиадных работ

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» жюри муниципального этапа олимпиады осуществляет очно по запросу участника олимпиады показ выполненных им олимпиадных работ.

Рассмотрение апелляций

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» в целях обеспечения права на объективное оценивание работы участники олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри соответствующего этапа олимпиады. Участник олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника олимпиады. По результатам рассмотрения апелляции жюри соответствующего этапа олимпиады принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.