Требования по экономике PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
08.11.2016 13:35
  1. 1.Общие положения

Главная цель изучения  учебного предмета «Экономика» в школе – это развитие  экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации. Всероссийская олимпиада школьников по экономике на всех своих этапах ориентируется на реализацию этой цели и способствует её достижению.

Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г., № 1252 и изменений, внесенных в Порядок Приказом Минобрнауки России от 17.12.2015 №1488 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1252» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 № 40659).

Требования содержат общие положения, перечень материально-технического обеспечения, необходимого для выполнения олимпиадных заданий, порядок проведения соревновательных туров, разбора заданий, показа работ, рассмотрения апелляций участников и подведения итогов Олимпиады. Перечень лиц, принимающих участие в муниципальном этапе, функции организатора муниципального этапа, оргкомитета и жюри представлены в Порядке проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г., № 1252 и внесенных в Порядок Приказом Минобрнауки России от 17.12.2015 №1488 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1252» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 № 40659), и не дублируются в настоящих требованиях. Олимпиада проводится по разработанным центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля), для 9-11 классов. Учащиеся 9, 10 и 11-х классов выполняют единые олимпиадные задания по экономике, разработанные для 9-11-х классов. Дата проведения Муниципального этапа всероссийской олимпиады по экономике - 11 ноября 2016 года.

Особенности муниципального этапа всероссийской олимпиады по экономике заключаются в том, в муниципальном этапе олимпиады по экономике принимают индивидуальное участие участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года от разных параллелей (с 7 по 11 классы), набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады; победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Победители и призёры муниципального этапа предыдущего года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады, данные участники олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на муниципальном этапе олимпиады.

Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов заданий

Задания муниципального этапа по экономике характеризуются новизной и творческой направленностью, сочетают задания разного уровня сложности.  Учитывая разный уровень подготовки в различных учебных заведениях, задания муниципального тура не отличаются высоким уровнем сложности. Их основная задача - отбор школьников, имеющих хорошую экономическую подготовку, и отсев тех, кто подготовлен слабо. Выявление же особо одаренных школьников - задача следующих этапов. При составлении заданий муниципального этапа учтён тот факт, что олимпиада проводится в первой половине учебного года, поэтому задания ориентированы на программу предыдущих лет и первые пункты программы текущего года. 

Олимпиадные задания разработаны на основе программы основного общего и среднего общего образования углубленного уровня по экономике. Для олимпиады разработаны комплекты заданий – 7-8 классы и 9-11 классы.

Критерии выбора заданий

В олимпиадный вариант входят  задания трех типов: 

- задания, выявляющие знание участниками олимпиады предмета экономики; 

- межпредметные задания, показывающие связь экономики с математикой, социологией и т.д.; 

- компетентностные задания, выявляющие умение участников применять экономические концепции к задачам реального мира.

Олимпиадные задания включают тесты и задачи.

Тестовые задания содержат вопросы типа «верно/неверно» (участник должен оценить справедливость данного высказывания), вопросы с выбором одного варианта из предложенных, вопросы с выбором всех вариантов из предложенных, и вопросы с открытым ответом (участник должен привести ответ на вопрос или задачу без объяснения и решения). Выбор тестов как типа олимпиадных заданий определяется тем, что тестовые задания можно быстро проверить, а также можно не беспокоиться о единообразной их проверке в разных работах (технические ошибки могут быть легко исправлены в результате апелляции).

Выбор задач как тип заданий определяется тем, что процесс решения  не допускает угадывания ответа, как в тестах. Именно задачи выявляют участников, способных творчески мыслить.

Муниципальный этап олимпиада проводится для обучающихся 7- 8 и 9-10-11 классов в письменной форме в два тура.

Первый тур – выполнение тестовых заданий.

Время выполнения тестовых заданий:

7-8 класс – 60 минут.  

Максимальное количество баллов - 60 баллов;

9-11 класс – 70 минут.

Максимальное количество баллов - 110 баллов; 

Второй тур – решение задач.

Время выполнения заданий второго тура:

7-8 класс – 120 минут. Максимальное количество баллов - 70 баллов;

9-11 класс– 110 минут. Максимальное количество баллов - 90 баллов;

Задания первого тура включают тесты:

1.  Тест № 1 (5-10 вопросов типа «Верно/Неверно»).

Высказывание, которое участник олимпиады должен оценить как верное, если абсолютно с ним согласен, или неверное, если знает хотя бы одно исключение.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого максимально по тесту № 1:  5-10 баллов.

2. Тест № 2 (10-20 вопросов типа «5:1»).

 В каждом вопросе из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимально по тесту № 2: 20-40 баллов.

3. Тест № 3 (10-15 вопросов типа «5:N»).

 Из нескольких вариантов ответа нужно выбрать все верные ответы. В данном случае каждый из ответов обязан быть абсолютно верным и не может порождать некоторую неоднозначность правильной их комбинации с точки зрения разных преподавателей.

За каждый правильный ответ – 3 балла. Итого максимально по тесту № 3: 30-45 баллов.

4. Тест №4 (1-3 вопроса на соответствие и тесты на установление последовательности).

В первом случае школьнику необходимо установить соответствие между смысловыми единицами, приведенными в колонке вопросов и колонке ответов.

Во втором случае необходимо установить соответствие между порядковым номером действия и его содержанием.

За каждый правильный ответ – 5 баллов. Итого максимально по тесту № 4: 5-15 баллов.

Максимальное количество баллов по заданиям первого тура складывается, исходя из количества баллов по всем типам тестов.

Задания второго тура представлены 4-7 задачами с развернутым ответом и коротким ответом.

Максимальные баллы по каждой из задач зависят от уровня ее сложности.

Процедура регистрации участников олимпиады

Все участники олимпиады проходят обязательную регистрацию.  Регистрация обучающихся для участия в олимпиаде осуществляется оргкомитетом перед началом ее проведения.  При регистрации представители оргкомитета проверяют правомочность участия в олимпиаде прибывших обучающихся и достоверность имеющейся в распоряжении оргкомитета информации о них.

Проведение 1-го тура олимпиады.

1. Вход в аудиторию по паспортам, с ручкой  синего или черного цвета. В аудитория можно взять в прозрачном пакете воду, шоколад, печенье.

2. Рассадка в аудитории -  человек за столом.

3. Работа выполняется только ручкой синего или черного цвета..

4. Дежурный по аудитории объявляет регламент Олимпиады (о продолжительности Олимпиады, порядке подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с Олимпиады, а также о времени и месте ознакомления с результатами Олимпиады), проверяет списки участников.

5. Участникам выдаются работа, титульный лист бланка ответа.

6. Титульный лист бланка ответа на тесты подписывается школьником разборчивым почерком с указанием Ф.И.О. участника в именительном падеже, на самом бланке пометки не допускаются.

7. На доске записывается время начала и время окончания первого тура.

8. После выполнения первого тура дежурные собирают работы, пересчитывают по количеству участников первого тура.

Задания не комментируются, все вопросы по заданиям дежурные передают членам жюри.

9. После истечения отведенного времени на выполнение заданий        1 тура, работы собираются и предоставляются на шифровку.

Проведение 2-го тура олимпиады.

1. Раздаются задания второго тура. Заполняются титульные листы.

Решение каждой задачи должно быть выполнено максимально подробно, поскольку итоговая оценка учитывает какой процент приведенного решения является верным.

Черновики не рассматриваются и не проверяются.

2. На доске указывается  время начала и время окончания второго тура.

3. По истечении времени работы собираются и предоставляются на шифровку.

Во время пров110едения муниципального этапа участники:

- должны соблюдать требования к проведению муниципального этапа; следовать указаниям представителей организатора олимпиады;

- не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории, пользоваться средствами связи и электронно­-вычислительной техникой и т.д.

В случае нарушения представитель организатора олимпиады вправе удалить участника олимпиады из аудитории, составив акт об удалении.

Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по экономике в текущем году.

Туры должны проводиться строго в указанном порядке и быть отделены друг от друга по времени: участники должны получить задания второго тура только после того, как сдадут организаторам свои ответы на тест. Если участник выполнил задания первого тура раньше отведенного времени, он может сдать свой бланк ответов на тест, но не может получить задания второго тура раньше других участников.

  1. 2.Процедура кодирования, декодирования и оценивания выполненных заданий

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому вопросу теста и задачи (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому вопросу он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и/или апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

 Все работы участников кодируются.

Максимальное количество баллов по заданиям первого типа складывается, исходя из количества баллов по всем четырем типам тестов.

 Решение каждой задачи оценивается жюри в соответствии с установленным количеством баллов.

 Верным признается  любое корректное решение приведенной задачи, независимо от того, насколько оно совпадает с решением, предложенным в официальном тексте.

Это требование тем более важно потому, что многие из талантливых детей мыслят нестандартно.

 Арифметические ошибки не должны приводить к существенному сокращению баллов, поскольку на олимпиаде, в первую очередь, проверяется не умение хорошо считать, а умение нестандартно мыслить. Необходимо оценить полноту и корректность выполняемых действий, а при наличии ошибки найти ее и снизить балл исходя из степени ее существенности.

Задания выполняются письменно. Участник должен излагать свое решение понятным языком, текст должен быть написан разборчивым почерком. При этом жюри не снижает оценку за помарки, исправления, орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, недостатки в оформлении работы, если решение участника можно понять.  Все утверждения, содержащиеся в решении участника, должны быть либо общеизвестными (стандартными), либо логически следовать из условия задачи или из предыдущих рассуждений участника. Участник может не доказывать общеизвестные утверждения. Вопрос определения общеизвестности находится в компетенции Жюри, но в любом случае общеизвестными считаются факты, изучаемые в рамках школьной программы. Так же, как правило, общеизвестными можно считать те факты, которые многократно использовались в олимпиадах прошлых лет и приводились без доказательств в официальных решениях. Все необщеизвестные факты, не следующие тривиально из условия, должны быть доказаны. Решение, которое явно или скрыто опирается на не доказанные участником необщеизвестные факты, оценивается неполным баллом.  Если в решении участника содержатся противоречащие друг другу суждения, то они, как правило, не оцениваются, даже если одно из них верное. Нарушение логических последовательностей (причинноследственных связей), как правило, приводит к существенному снижению оценки.  Если задача состоит из нескольких пунктов, то участник должен четко обозначить, где начинается решение каждого пункта. Каждый фрагмент решения проверяется в соответствии с критериями проверки, разработанными для указанного участником пункта. Если в решении участника одного из пунктов задачи содержится фрагмент решения, который в соответствии со схемой оценивания может принести баллы за другой пункт задачи, жюри может не ставить эти баллы, если из решения неочевидно, что участник понимает применимость результатов к другому пункту. При решении пунктов задачи участник может ссылаться на собственные решения (ответы) других пунктов или на общую часть решения, выписанную в начале.   Участник может решать задачи любым корректным способом. Корректным может быть решение, которое нестандартно и отличается по способу от авторского (приведенного в материалах составителей). В работе участника должно содержаться доказательство  полноты и  правильности его ответа, при этом способ получения ответа, если это не требуется для доказательства его полноты и правильности, излагать необязательно. 

Итоговый результат получается суммированием результатов первого и второго туров.

Показ олимпиадных работ

В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, показ выполненных участником олимпиадных заданий по его запросу входит в обязанности жюри. В ходе показа работ участник может убедиться, что выставленные его работе баллы соответствуют принятой системе оценивания.  В процессе очного показа работ участники должны получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценивания, что обычно приводит к уменьшению числа необоснованных апелляций по результатам проверки. На очный показ работ допускаются только участники (без родителей и сопровождающих лиц). В посещении, где проводится показ работ, должны быть столы для членов жюри и столы для участников, за которыми они самостоятельно просматривают свои работы. Участник имеет право задать члену жюри вопросы о применении утвержденной схемы оценивания при проверке его работы. Показ работ проводится сразу после объявления предварительных итогов олимпиады.

3. Материально-техническое обеспечение

 

Для проведения туров муниципального этапа олимпиады необходимо  подготовить аудитории с посадочными местами из расчета 1 стол на одного участника.

Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечить комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.

Во время выполнения заданий Олимпиады участникам запрещается пользоваться справочной литературой, собственной бумагой, электронными вычислительными средствами или средствами связи.

Поскольку некоторые из задач могут потребовать графических построений,  участников необходимо иметь  линейку, треугольник, карандаши и ластик.

Для проведения туров Олимпиады не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Наличие в аудитории, где проводится олимпиада, дополнительного материала, например, таблиц, текстов, средств мобильной связи исключается.  В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.

В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.

Для каждой аудитории, выделенной для проведения туров, заранее готовятся списки участников данной аудитории. Один вывешивается на доске объявлений, другой на двери аудитории, третий передается дежурному.

Участникам понадобятся не менее 2 листов черновиков на  каждого.

Черновики не проверяются и не оцениваются.

4. Рассмотрение апелляций

Если по итогам показа работ участник считает, что оценка, выставленная его работе, не соответствует принятой схеме оценивания работ, участник имеет право в течение одного астрономического часа после окончания показа работ написать апелляционное заявление на имя председателя жюри. В апелляционном заявлении участник должен выразить мотивированное несогласие с оценкой работы, указав на конкретные места в своей работе, где, по его мнению, оценка не соответствует утвержденной схеме проверки. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат. Апелляционные заявления участников рассматриваются членами жюри  в спокойной и доброжелательной обстановке не позднее чем через 3 часа с момента подачи соответствующего заявления. Участник очно (лично, без сопровождающих) присутствует при рассмотрении апелляции. Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель жюри имеет право решающего голоса.  По результатам выносится одно из следующих решений: об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;  о полном или частичном удовлетворении апелляции и корректировке баллов.  Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не  подлежат. Решение по апелляции оформляется протоколом, который подписывается членами жюри.  Протоколы рассмотрения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в протокол олимпиады и отчетную документацию.

5. Дополнительная информация

 Непосредственно перед началом каждого тура организаторы раздают задания данного тура так, чтобы не было видно текста (лицевой стороной вниз), а также бумагу для записи ответов (решений). После этого организаторы предлагают участникам одновременно перевернуть бланки заданий лицевой стороной вверх. Этот момент считается началом тура. Время начала и конца тура фиксируется на доске или на большом экране в аудитории. Выход из аудитории во время написания первого тура не допускается.

Во время написания второго тура участники могут выходить из аудитории только в сопровождении представителя оргкомитета не более чем на несколько минут, при этом выносить из аудитории задания и бланки решений запрещается.

Перед началом написания туров организаторы состязаний  предлагают участникам оставить личные вещи в специально отведенном месте (например, у доски), предварительно отключив все устройства. За наличие дополнительных источников информации участник может быть удален из аудитории.

Организаторы контролируют размещение участников в аудитории и имеют право пересадить участников. Без указания организаторов участникам меняться местами запрещено.  Для выполнения заданий каждого тура участнику требуется ручка синего или черного цвета; использование других цветов не допускается. Поскольку некоторые из задач могут потребовать графических построений, желательно наличие у участников олимпиады линеек, треугольников, карандашей и ластиков.  В комплект материалов, кроме непосредственно заданий, входят рекомендованные бланки для ответов и решений участников.